НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Полюты

Полюты – деревня, которая входила в Майкорское сельское поселение. Деревня находится на левом берегу реки Иньвы в 8 километрах от Майкора на юго-западной стороне. На начало 2018 г. в деревне официально было зарегистрировано 3 жилых дома, а ведь еще полвека назад это была большая деревня, история которой уходила корнями в далекое прошлое. 

Среди средневековых укрепленных поселений, расположенных в бассейне реки Иньва, протекающей в Кудымкарском и Юсьвинском районах Пермского края и впадающей справа в р. Кама, образуя Иньвенский залив Верхнекамского водохранилища, городище Полюты одно из самых крупных

Городище Полюты расположено на западной окраине деревни Городище (ныне не жилой) в Юсьвинском районе Пермского края. Известно оно с XIX в., находки отсюда, сделанные крестьянами деревни, поступали в коллекцию Теплоуховых. Интересно отметить, что городище, благодаря А.А. Спицыну, получило название «Полюты» или «Полютово», хотя деревня с одноименным названием расположена в 2,4 км к северо-западу от памятника.

М.В. Талицкий, побывавший здесь в 1938 г., отмечал, что местное население не воспринимает это древнее поселение как «городище», называя его «конопляником». По сведениям этого исследователя на памятнике «по всему протяжению лежит мощный культурный слой с массой находок», сильно поврежденный при копке «гряд». Местные жители сообщили М.В. Талицкому, что на площадке городища был найден клад серебряных вещей и бронзовое ведерко

Полюты представляют собой высокий мыс, который использовался X-XII вв. устройства укрепленного поселения. В пластах грунта сохранились фрагменты оборонительных сооружений (валы, рвы, частоколы), жилые, хозяйственные, производственные, ритуальные постройки (очаги, жилища, зольники, ямы-кладовки, культовые и объекты).

 
Существуют несколько версий названия деревни Полюты.
Первая версия о возникновении названия деревни связана с мужским именем Полюд (Полют).

Вторая версия опирается на коми-пермяцкую легенду о легендарном герое Полюде. «С чердынских холмов за синими далями в ясный день видна высокая гора. Называют её по имени богатыря Полюда. Местные предания говорят, что жил он здесь, когда на древнюю пермскую землю нападали неприятели из-за Урала. Полюд разводил большой костёр и предупреждал чердынцев об опасности. Пока враги плыли по реке, в Чердынском кремле всё уже было готово к отражению их натиска. Рассказывает предание, что спустя годы окаменел богатырь, обернувшись горой на чердынском горизонте». Этой версии-легенды придерживается  Народный мастер Прикамья Евгений Иванович Смертин, который родился в этих места 

Существует и третья версия. Из воспоминаний бывшей жительницы деревни Полюты Смертиной Людмилы Ивановны: «Когда-то давно в деревне жил очень добрый человек, который всегда помогал соседям, то есть «ходил по людям». Отсюда и произошло название деревни – Полюты». 

Деревня Полюты окружена лесами. Добраться туда не так-то просто. Существует два основных пути. Первый – через реку Иньву. Второй – через деревню Соболёво.

Интерес представляют названия местных географических объектов. «Рядом с деревней Полюты, в полукилометре, находится озеро Полютовское. Оно почти круглое, очень красивое летом. В большую воду даже катера с Иньвы заходили через устье». 

Что касается названий улиц, то их не было. Жители условно делили Полюты на две части: «под горой» и «на горе», не смотря на то, что местность была равнинной. Кроме того, интересное название получил лог, прозванный «ульяновым».[См. в разделе "Воспоминания"]

Необходимо отдельно затронуть вопрос о времени возникновения деревни. В книге Г.Н. Чагина и В.В. Климова «Парма – земля чуди: правда и мифы» упоминается Полютово (Городищенское) городище, которое находится на правом берегу реки Иньва в д. Городище, относится оно к X-XIII векам. 

Согласно переписи населения, проведенной в начале XX века, деревня Полюты уже насчитывала 20 дворов, общая численность населения составляла 118 человек. Деревня была приписана к Никитинской волости Майкорского сельского общества. Из всего этого можно сделать вывод, что Полюты появились в XVIII-XIX веках. Это была достаточно большая деревня, что доказывает перепись населения 1905 года. 

Хозяйственно-экономическое положение деревни

«Полюты и близлежащие деревни – Соболёво, Вахрамово, Малиновку издавна в народе называли «золотым местом». Благодаря хорошей плодородности почвы травы вырастали здесь высокими и густыми, они шли на корм скоту. Урожаи с полей тоже были обильными. Поэтому в советское время здесь были созданы колхозы.

Деревне Полюты принадлежало множество полей, на которых выращивали ячмень, овес, пшеницу, картофель для корма скота. Осенью все вместе собирали урожай. Зерно сушили в сушилках, чтобы потом получить хлеб. Сенокосы и поля получали от людей некие «прозвища». Например, «Татарское место», «Подкоколь».

В Полютах была ферма, которая относилась к совхозу «Майкорскому». На ней выращивали быков и телят, а также держали коров и лошадей. 

Некоторые жители деревни работали в лесопункте в д. Малиновке Крохалевского Леспромхоза. Срубленный лес вывозили на р. Иньву для сплава. Без работы никто не оставался». 

Из воспоминаний Горюновой (Аликиной) Веры Александровны: «Мой папа, Ошмарин Александр Яковлевич (1915-2000), родился в деревне Заполье, которая находится недалеко от села Они. Работал он в Майкорском колхозе. Жилось трудно, чтобы прокормить семью ушел из колхоза и стал работать в Малиновском лесопункте по совету товарищей.

Пришли начальники, Сельков и Чудинов, с колхоза, и распорядились забрать огород из-за смены работы. Вместо этого дали земли среди леса в стороне Соболево. Их раскорчевывали, распахивали и там сажали картофель, т.е. земельный участок и дом находились отдельно. Через 2 года вернули свой огород около дома. Помню, как мы ехали на раскорчевывание земли на лошадях. На работу было потрачено очень много сил».

В советское время земли д.Полюты входили в состав колхоза «Красный пахарь», а с 1968 года вошли в земли совхоза «Майкорский».

Развитие образования

В XX веке в деревне Полюты проживало много жителей. Взрослые трудились, а детей необходимо было куда-нибудь пристроить. Как такового детского сада не было. Пока родители находились на работе, с детьми сидели бабушки, дедушки и другие родственники. Но те, кто не имел возможности оставить с кем-то детей, приводили их к Ошмариной Анне. Она присматривала за детьми, играла, кормила их. Говоря об Ошмариной Анне, хочется сказать, что вместе со своим мужем, Ошмариным Иваном Константиновичем, они катали валенки на всю деревню.

После детского сада наступала пора идти в школу. С 1 по 4 классы дети обучались в деревне Городище, которое находилось в 2 километрах от Полютов. С 5 по 8 классы учились в селе Они. Чтобы не возвращаться каждый день домой, дети жили в специальном интернате. Для тех, кто хотел продолжить образование, предоставлялась возможность учиться в 9 - 10 классах в селе Купросе.

Развитие социальной сферы

Жители деревни не только вместе работали, но и проводили свой досуг. В деревне Полюты был свой клуб. Раз в неделю приезжал киномеханик из Соболево и привозил фильмы, которые смотрели с большим интересом.

За медицинской помощью ходили в Городище. Там был фельдшерский пункт. Если нужно было в больницу, то ехали в Майкор на лошади, позднее, на тракторе. 

В деревне Полюты была часовня, которая была разрушена, и верующие с д. Полюты стали ходить в часовню, которая находилась в д.Городище. А в советское время в этой часовне стали показывать кино. [См. в разделе "Воспоминания"]

 Традиции и праздники жителей

В деревне Полюты широко праздновался Кириллов День. Это церковный праздник, который отмечался 22 июня. Для празднования приходили и жители из других деревень – Юдина, Ерешина, Городище, Селькова. Люди пели песни, играли на гармошке, общались. В один из таких дней, 22 июня 1941 года, было объявлено о начале Великой Отечественной войны. Мужчин сразу же стали забирать на фронт»…

Для детей любимой традицией были колядки во время Рождества Христова. Они делали маски из бересты и ходили по домам.

12 июля отмечали Петров День, в который жители ходили на кладбище и поминали своих родственников.

Сохранились интересные рассказы о деревне Полюты и ее жителях: «Неподалеку от Полютов, по дороге к Чермозу есть место, на котором часто останавливались лошади. Существует легенда, согласно которой там либо зарыт клад, либо есть какие-то полезные ископаемые...»

Есть еще очень интересный факт, о котором  рассказал Ошмарин Леонид Григорьевич: «У меня был необычный дядя. У него были способности. Часто показывал фокусы. Камень бросит, так я вижу, он летит, далеко-далеко улетел. А потом смеётся, вот в руке остался…. Бабы соберутся, вместе гуляют, выпивают. Он говорит, бабы, смотрите, сейчас наводнение будет. Дверь открывает, вода хлынула прямо в дом. Бабы все подолы поднимают. А потом он смеётся. Всё отключилось и никакой воды нету. Типа гипноза. Способности были»

Интересен рассказ еще одного жителя Полютов, Давыдова Леонида Ивановича: «Рядом с Полютами был вал. Когда мы были подростками, то с друзьями раскапывали землю около вала и нашли там множество наконечников стрел, подвесок и других изделий. Потом мы их отдали в Майкорский музей, но самые лучшие экспонаты впоследствии передали в Кудымкарский музей….

Также старики рассказывали, что однажды мужик нашел около Городища кувшин, но открывать его не стал, а увез майкорскому попу. Поп за этот кувшин отдал мужику лошадь и сани. Видимо, в этом кувшине находились ценные вещи...»

 Полюты в годы Гражданской и Великой Отечественной войны

Не прошли стороной Полюты Гражданская и Великая Отечественная войны. В годы Гражданской войны жители пострадали как от террора красных, так и от белых. Часть людей подверглись раскулачиванию и остались без нажитого имущества.

С Великой Отечественной войны вернулись 4 человека из 64 ушедших на фронт. [См. в разделе "Воспоминания"]

 

В 50-60-ые годы деревня Полюты была достаточно большой. Численность населения составляла около 150 человек,  был 31 жилой дом. Но в конце 80-х – начале 90-х гг. жители стали постепенно переезжать. Причиной послужило начало тяжелых времен для страны, в том числе и для Полютов – закрываются колхоз и ферма, растет безработица. Большинство жителей переехали в поселок Майкор и деревню Они.
В настоящее время в Полюты люди приезжают, в основном, летом, чтобы навестить родительские дома. Там осталось всего пять неразрушенных домов:
  1. Якимова Владимира Николаевича – последнего жителя, который умер в 2017 году в возрасте 80-ти лет;
  2. Семьи Смертиных;
  3. Семьи Горюновых (Аликиных);
  4. Веревкина Валентина Александровича;
  5. Яковлева Владимира Ивановича (здание бывшего магазина). 

Источники:

1. Вострокнутов, А.В. Городище Полюты – средневековый памятник археологии в бассейне р. Иньва // Труды КАЭЭ, Вып. XIV, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. –  Пермь, 2018. –   С. 266-273.

2. Горюнова Инга. История забытой деревни: материалы краевого конкурса исследовательских краеведческих работ, обучающихся «Отечество» / И.Э.Горюнова, учащаяся 11 кл. МБОУ «Майкорская СОШ»; руков. Шавшукова И.С., учитель истории, обществознания и МХК МБОУ «Майкорская СОШ». – Майкор, Юсьвинский МО, Пермский край, 2020. – 23 с., ил.

3. Трифанова Виктория. По следам исчезнувших деревень: материалы XXXVIII   конкурса исследовательских работ, обучающихся в области естественных и гуманитарных наук / В.С. Трифанова, учащаяся МБОУ ДО «Центр дополнительного образования «Горизонт»; руков. Швецова Н.А., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр дополнительного образования «Горизонт». – Майкор, Юсьвинский район, Пермский край, 2018. – С. 27-28.

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».

Что касается названий улиц, то их не было. Жители условно делили Полюты на две части: «под горой» и «на горе», не смотря на то, что местность была равнинной. Кроме того, интересное название получил лог, прозванный «ульяновым».

Из воспоминаний Боздыревой (Ошмариной)  Валентины Григорьевны: «Ульянов лог - название места около д. Полюты, граница между Онями и Полютами. Раньше эти земли принадлежали семье моего отца. А название такое получили, потому что мой отец Григорий и его брат Александр жили без отца и их называли по имени матери - Ульяны».
 
В деревне Полюты была часовня, которая была разрушена, и верующие с д. Полюты стали ходить в часовню, которая находилась в Городище. А в советское время в этой часовне стали показывать кино. Дед, Ошмарин Григорий Михайлович рассказывал, как ломали часовню в д. Полюты. Всех мужчин заставили снимать иконы в церкви и ломать стены. Из часовни он принес домой несколько икон. Говорит, я ломаю, а про себя думаю: «Не по своей воле»... Хранили эти иконы под тканью, чтобы никто не увидел. После разрушения часовни жители Полютов ходили в часовню, которая находилась в Городище. В советское время в этой часовне стали смотреть фильмы». 

Деревню Полюты также, как и другие деревни Пермского края, затронули основные события нашей истории. Дед ушёл в армию в 1919 году. Был в Красной армии, принимал участие в Гражданской войне, затем в Финской. В 1941 году в возрасте 43-х лет вновь был мобилизован в армию. На протяжении всей Великой Отечественной войны служил в Грузии, в городе Тбилиси. Получил ранение. Вернулся с войны в июле 1945 года.

 

 

Из воспоминаний Ошмарина Леонида Григорьевича: «Ульянов лог по нашим полям, как ехать в Соболево, крутой лог был. Назывался так, потому что рядом с этим логом был наш участок. Земля была наша. А Мишкин лог назывался как в Майкор ехать, кулига была такая, через него можно было на Городище попасть. Рублено гектара 2 было леса. Там такая площадь была, земля у дедушки была. Он лес этот вырубал, дом строил, выкорчевал сам. Эта земля его была. Я на этом участке на охоту ходил, глухаря убивал. Ещё земля была между первым и вторым ключиком, а потом третий был. Так вот, между первым и вторым ключиком как гора была, так вот это тоже у дедушки земля была. Три участка было у него. Потом все в колхоз собрали.

Брат отца, Александр, участвовал в Гражданской войне. Его забрали в плен белые и везли вверх по Каме на барже в тюрьму. Везли 300 человек, остались только 30. Остальные все вымерли.

 
Из воспоминаний Горюновой (Аликиной) Веры Александровны: «По воспоминаниям мамы ее отец был на стороне белых во время Гражданской войны. Однажды в деревню пришли красные, стреляли в него. Пришли к моей бабушке, и сказали, что убили мужа, как доказательство принесли его обувь. Через какое-то время дедушка пришел, сумел убежать. Около 1935 г. его посчитали кулаком, т.к. он построил 4 дома, в том числе жилой и для содержания скота. При раскулачивании скот забрали, дома разобрали и увезли в Ерешино, Соболево, и остался один дом. Впоследствии его прозвали «старым», а 1936 г.  построил еще один дом. Его называли «новым». Потом так и говорили, - «старый и новый дом». В «старом» жили летом, а в «новом» - зимой.
Дедушка кроме этого не захотел идти в колхоз. Его забрали в тюрьму в Перми, где он должен был пробыть год. Время прошло, а он все не возвращался. Бабушка с детьми ждали его, смотрели на гору в направлении Городища, думали, что скоро вернется. Позже пришли и сказали, что он погиб из-за несчастного случая, от удара доской. Но все считали, что его на самом деле убили. Бабушке так и не сказали, где могила мужа и есть ли вообще. Она больше ни за кого не пошла замуж, хотя к ней сватались и после окончания Великой Отечественной войны. Говорила, что дети ей важнее. Их семья не была такой богатой, так же, как и другие люди в то время, они голодали. Дедушка хотел развивать свое хозяйство. Мама рассказывала, что они не понимали, почему он не хотел вступать в колхоз. После раскулачивания бабушка работала в колхозе».

Из воспоминаний Давыдова Леонида Ивановича: «В годы Великой Отечественной войны на фронт с Полютов и Городища ушло 64 солдата. Вернулись только четыре, трое с Полютов, один – с Городища».

Источник:

1. Горюнова Инга. История забытой деревни: материалы краевого конкурса исследовательских краеведческих работ, обучающихся «Отечество» / И.Э.Горюнова, учащаяся 11 кл. МБОУ «Майкорская СОШ»; руков. Шавшукова И.С., учитель истории, обществознания и МХК МБОУ «Майкорская СОШ». – Майкор, Юсьвинский МО, Пермский край, 2020. – 23 с., ил.

 

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».



Ошмарин Николай Степанович
Воевал в составе 152 стрелковой дивизии в 480 стрелковом полку.